“МОЯ НАУКА РЕСТАВРАЦИИ РУКОПИСЕЙ” Наталья Федоровна Паламарь

Created with Sketch.

“МОЯ НАУКА РЕСТАВРАЦИИ РУКОПИСЕЙ”
Наталья Федоровна Паламарь

Представляем читателям реставратора старинных документов, признанного на международном уровне, – специалиста, знаниям и опыту которого было доверено историческое сокровище России – «Слово о полку Игореве», личные дневники последнего русского императора Николая II, рукописи Циолковского и другие уникальные документы.

На вопросы отвечает Наталья Федоровна Паламарь – старший научный сотрудник, искусствовед, художник-реставратор высшей категории по реставрации архивных и библиотечных материалов, начальник Отдела реставрации документов Архива Российской Академии наук. Аттестована в системе Министерства культуры России.

Вопрос: Как Вы нашли свое призвание, главное дело жизни?

Наталья Федоровна Паламарь: В школе даже не знала, что такое реставрация.  Очень хотела поступить на «историю искусства» в МГУ. Там был конкурс 25 человек на одно место. Протекций не было. Чтобы пройти конкурсный отбор, нужна была справка с места работы по специальности. По воле Божией, подруга мамы пристроила меня лаборантом в Научно-исследовательский институт реставрации. И с третьего захода, уже со справкой, поступила в Московский государственный университет на самую престижную тогда специальность. Два года днем мыла посуду у биологов. Низкий поклон им. Вечером училась в МГУ. Затем нашлось место в отделе реставрации темперной живописи. В секторе реставрации миниатюр началась моя наука реставрации рукописей.

Вопрос: Какими профессиональными качествами или чертами характера должен обладать реставратор? Кто может стать реставратором?

Наталья Федоровна: Прежде всего надо любить. Любить культуру, любить историю. Затем надо иметь терпение. И эти два качества дают возможность и восхищаться, и с трепетом (и постоянной мыслью «не навреди») держать в руках старые мудрые документы.

Я выросла в коммунистические времена. В моем любимом университете Библию можно было взять в фундаментальной библиотеке только по официальному запросу кафедры. Но историю иконописи и архитектуру храмов нам преподавали самые замечательные специалисты.  И православие постепенно входило в мою жизнь, как самое мудрое и красивое учение.

Стать реставратором может любой. Нужны только хорошие руки и определенный набор знаний. Художественные таланты, к сожалению, бывают только помехой.

Реставрация старых ценных документов сегодня начинается с внимательного изучения рукописи. Специалист должен ответить на вопросы о том, как выполнен и оформлен документ, какие технологические особенности его отличают, в какой технике присутствует живопись или ее элементы, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты и что говорят следы бытования. Например, мелкие проколы по линии сгиба пергаменного документа говорят о наличии у этой грамоты в стародавние времена тяжелого картонного переплета, без которого пергаменный лист деформируется, а красочный слой декоративного оформления вместе с пастозными штрихами чернил разрушается. Это и есть причина разрушения документа. Реставрация документа должна включать и реконструкцию утраченного переплета.

Затем следует период лабораторных исследований причин изменения рукописи. Констатация фактов: уровень водородного показателя (уровень Ph), состав основы, наличие окислительных процессов в химическом составе чернил, изменения плотности проклейки и т.д.

Анализ физико-химического состояния рукописи позволяет правильно составить программу реставрации: необходимо нейтрализовать окислительные процессы, удалить продукты распада, стабилизировать основу, красочный слой и чернила. Потом начинается техническая реставрация.

Из этого следует, что для современной научной реставрации требуется определенный набор химических и физических знаний.  А также знакомство с основами биологии. Еще нужны знания основ климатологии, а также сведения о современных материалах, которые используются для реставрации и упаковки для длительного хранения.

Еще очень важен методологический подход. Европейские реставрационные центры, в силу сложившихся обстоятельств, хорошо считают деньги и часто не заморачиваются на специфике материала памятника, делают по аналогии, используют большое количество синтетических материалов для реставрации (с ними проще и быстрее работать). Потом оказывается, что нарушается принцип полной обратимости материалов и методик. Последние годы в России стали много внимания уделять экологии. И экологически чистые методики и материалы выходят на первое место. Еще в России по целому ряду древних технологий сохранились старые первоисточники, рукописные книги, и мы владеем уникальными знаниями рецептов древнерусской иконописи и миниатюр. И эти отличия необходимо учитывать в реставрационной практике.

Вопрос: Что дарит Вам вдохновение?

Наталья Федоровна: Общение с мудростью и красотой древних памятников истории и культуры.  Это потрясающий мир. Тем более, что у меня есть возможность изучать его и под микроскопом.

Каждая новая конференция побуждает по-новому смотреть на проблемы сохранения нашего культурного исторического наследия.  Недавно я приняла участие в работе VI Международной научно-практической конференции «Христианство и педагогика: история и современность», общалась с преподавателями Пензенской духовной семинарии, специалистами из ближнего и дальнего зарубежья. Выступления на заседании круглого стола в рамках форума «Золотое кольцо Сурского края» в  Пензе в ноябре 2022 года убедили в том, что недостаточно внимания уделяется  проблемам сохранения уникальных рукописных документов Русской Православной Церкви. А ведь памятник архитектуры получит свой официальный статус только при наличии бумажного древнего документа.

Круг вопросов, которые обсуждались древлехранителями на заседании направления «Церковь и культура» в ходе XXXI Международных Рождественских чтений, тоже никак не затрагивал проблемы сохранения рукописных древностей.

Старые грамоты, планы, описи и монастырские учетные книги содержат уникальную информацию для осознания нашей православной отечественной истории. В силу сложившихся обстоятельств, Церковь долгие годы была отделена от государства, а церковные документы находились в государственных архивах и пребывали в забвении. Перечисленное отрицательно сказалось на физико-химическом состоянии сохранности документов. Сегодня хрупкая основа и информационный слой древних рукописей требуют пристального внимания и заботы.  И это касается не только документов XX века, о которых писал профессор Е.В. Старостин в статье «Архивное наследие Русской Православной Церкви». Общеизвестно, что архивный документ и, в особенности XX века, – материал нежный: его не надо жечь, рвать, уничтожать в печах, о нем можно просто забыть – и он погибнет молча. Документы на пергамене и старой тряпичной бумаге с железо-галловыми чернилами тоже тихо разрушаются без заботы и внимания специалистов.

Вопрос: Как много времени Вы потратили, чтобы овладеть своей профессией в совершенстве? Кому из Ваших учителей-наставников Вы хотели бы адресовать слова благодарности?

Наталья Федоровна: Учусь всю жизнь с удовольствием. Благодарю коллег-реставраторов, биологов, химиков, которые щедро делятся своими знаниями на конференциях. Я так же, как они выступаю с докладами на конференциях, публикую в печати результаты работ, провожу мастер-классы.  Совершенству нет предела. Высшую квалификацию по реставрации в Министерстве культуры России получила в 45 лет. Реставратором я стала под руководством великого профессионала – Галины Захаровны Быковой. Навыки научно-исследовательской работы получала при тесном общении с Инной Павловной Мокрецовой. Царствие им Небесное, низкий поклон и бесконечная благодарность.

Вопрос: Перечислите, пожалуйста, наиболее значимые проекты, которые Вы осуществили? Назовите документы, которые получили второе рождение благодаря Вам.

Наталья Федоровна: После 12 лет работы во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации меня пригласили в Лабораторию микрофильмирования и реставрации Федеральных архивов России. Архивная служба тогда активно выполняла производственные планы, и массовая реставрация не удовлетворяла главных хранителей документального наследия. И я оказалась инициатором создания группы экспериментальной (научной) реставрации документов.

Затем я создавала сектор сложной реставрации документов в Мосгорархиве. Подготовила и помогла аттестоваться сотрудникам архива в Министерстве культуры России. Занималась новыми технологиями, специальными материалами и специальным оборудованием.

Потом меня пригласили в Третьяковскую галерею, в отдел реставрации старой графики, где я создала сектор реставрации документов архива ГТГ с самым современным оборудованием и технологиями.

Затем был Архив Российской Академии наук, где пришлось поднимать ремесло до уровня научной реставрации. В это же время была получена финансовая поддержка по нескольким научным грантам из Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). И реставрация получила признание и статус научной деятельности.

Под моим руководством были реализованы шесть государственных контрактов от РОСАРХИВА на реставрацию уникальных архивных документов из собрания Российского государственного архива древних актов (всего более 200 ценных экземпляров), Государственного архива Российской Федерации (всего около 150 ценных государственных документов), других музеев и хранилищ.

Среди наиболее значимых для меня отреставрированных документов: рукописное греческое Евангелие «из Карахисар» XII века, участие в реставрации  которого раскрыло для меня красоту и мудрость Византийской культуры, послужило основой моей дипломной работы в МГУ,  Духовные грамоты Великих князей, государственные грамоты Петра I, Екатерины II, Универсалы Мазепы и другие документы, по которым написана «История государства Российского».

После научного исследования и реставрации документы не становятся новыми. Просто я стараюсь максимально продлить им жизнь и сохранить всю их уникальную мудрость и красоту.

Межевой План Саровских дач 1784 года из Свято-Успенского мужского монастыря «Саровская пустынь» – очень показательный пример сохранения уникального исторического памятника. Руинированый план, размером 6 х 3 метра, представлял собой бесформенную груду рваной и грязной бумаги со следами чернил. Через месяц работы появился документ с границами межевания угодий, принадлежащих Саровскому монастырю по приказу императрицы Екатерины II, с государственными печатями и датой создания.

Был еще один интересный проект в моей жизни, который оказал огромное влияние на мою работу. Это приглашение федеральных архивов Германии для обмена опытом. Очень плодотворный месяц работы на кафедре реставрации в Академии художеств города Штуттгарт и последующие многолетние дружеские отношения с ведущими специалистами Западной Европы сформировали четкое представление о особенностях Русского культурного кода и путях решения наших проблем.

Много лет я занималась реставрацией государственных архивных раритетов.  Но в процессе реставрации Карты межевания Саровских дач выяснилось, что очень многие монастырские и церковные документы разрознены и разбросаны по разным государственным структурам, поэтому в настоящее время недостаточно описаны и еще меньше изучены. В силу сложившихся обстоятельств, данные документы не попадают в круг научных интересов специалистов, а потому пребывают в забвении.

Вопрос: Какие Ваши профессиональные работы Вам особенно дороги и почему?

Наталья Федоровна: «Слово о полку Игореве», личные дневники последнего русского императора Николая II и рукописи Циолковского. Для меня содержание этих документов оставило больше вопросов, чем ответов.

Вопрос: С какими проблемами сталкиваются реставраторы? Какие условия необходимы для успешной деятельности реставраторов?

Наталья Федоровна: Низкие зарплаты, отсутствие специального высшего образования и как результат- дефицит специалистов. Реставрация как ремесло сталкивается с фантастическими плановыми заданиями для реставрации рукописных документов и отсутствием конкретных методических рекомендаций. Научная реставрация страдает от отсутствия хорошего исследовательского оборудования. Приборная база дорого стоит.

Вопрос: Каковы Ваши творческие планы? Какие документы ожидают Вашей профессиональной помощи?

Наталья Федоровна:Научно-исследовательские работы, проводимые в Архиве Российской академии наук, по выявлению причин изменения состояния рукописных документов приводят к заключению о необходимости создания специальных условий для длительного хранения рукописей, использованию только специальных методик и материалов. Поэтому мечтаю с Божией помощью о создании Русской школы реставрации рукописей. Пытаюсь помочь сохранению и введению в научный оборот вновь выявленных рукописных документов видных деятелей русской науки и культуры и православных монастырей.

Дорогая Наталья Федоровна, от имени читателей сайта сердечно благодарим Вас за очень интересную беседу!

Желаем исполнения всех Ваших творческих замыслов и вдохновения для новых достижений! Много документальных артефактов ждут Вашей профессиональной помощи для своего второго рождения. Каждый восстановленный Вами документ становится открытием для мировой науки и культуры.

Желаем Вам многая и благая лета!

Беседовала Ирина Маслова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *